История селения Мехельта

История селения Мехельта

МКОУ «Мехельтинская ООШ»

Гумбетовского района Республики Дагестан

История селения Мехельта

Автор: Абдурахманов Рамазан Магомедалиевич –учитель истории

МОУ «МехельтинскаяООШ» Гумбетовского района РД

 

Мехельта – административный центр Гумбетовского района

 Республики Дагестан – расположен, как и сам район напротив солнца,

в 166 км к Ю.-З. от Махачкалы. Расположено в 84 км к Ю. от ж.-д. cт. Хасавюрт. Население 2,3 тыс. чел. В районе выращивают зерновые культуры; садоводствово, виноградарство. Разводят крупный и мелкий рогатый скот.

 Дома мехельтинцев образуют красивый полукпуг на склоне гор.Здесь 8-мь авала: Хакуб (ХIахъуб), Хорих, Мухиб, Бакда, Раалда, Коночабах, Гохда и Посторик. Наиболее благоустроенный из них Посторик авал – от слова «постройка». Он возник в годы Советской власти. Это, по сути новый посёлок.

«Коночабах» - некогда был окраиной села. Здесь, в честь павших в боях, за пределами села или защищая её раньше устанавливали камни – обелиски с надписями. Когда село стало разрастаться, по просьбе сельчан и разрешения джамаата камни были установлены в стенах домов жителей авала Коночабах.

В 1981 году село посетила научная экспедиция, которая установила, сто надписи относятся к XVIII-XIX векам. Самый маленький из них в честь наиба Батыра – в стене дома Нуцалханова Мирзакади.

 На камнях в стене дома Гаджиева Магомеда (который уже разрушен и снесён) были рисунки ружья, сабли, лука и стрелы. На одном из камней надпись: «Сыну Магомеда Рамазану» На других: «Сыну Магомеда Шагбану», «Сыну Мусы Гаджимураду», которые убиты в бою 1786 году в составе войска Щейх Мансура. На 5 и 6 камнях: «Сыну Ханапил Муса Умару», «Сыну Магомеда Байсул Али, которые убиты в бою 1796 году против отрядов графа Зубова. На седьмом: «Сыну Бапихана Али», убитый в бою 1813 году, во время стычки с грузинским царевичем Александром, во время его бегства в Унсоколо.

На камнях в стене Нуцалханова Мирзакади есть надписи 1770 года по надписям можеопонять, что они в честь погибщих в Русско-Турецкой войне.

На некоторых камнях почерк одного и того же мастера. Удалось прочесть на одном из них имя мастера – Магомед, но ни даты, ни имени отца не обнаружено.

 Настоящими памятниками архитектуры можно считать мечети села. Их всего было семь: Хакуб 2, Ицда,ХIуриял, Раалдарохеналъул, НухIилазул и Джума-мечеть. Известными исламистами на селе были: Эсенбулатдибир, Саитдибир, Тимирбулатхаджи, Дарбищхаджи, Валихаджи, Хасбулатдибир, Дибирасул Ухумали, Бикал Муртаза, Каримил Мухамад, Бегав Хаджи, Сулаймандибир, Аминтазал Курахма, Абдулухума будун, Ахмад будун, Зайналабид, Сивуха Алихан, Алидибир, Исагаджияв. Медресе было в доме Кртмил Магомеда. Распространение ислама на селе произошло, как и в большей части Дагестана при Абумкслим Щейхе.

Среди светских руководителей можно назвать таких людей, как Батыр, Адус, Алибегил Рурухма, Курбанил Курахма, Хъараласул Гайирбег.

Управление осуществляли выборные лица и сел. сход (джамаат), в к-ром участвовало все взрослое нас. При выборах соблюдался принцип представительства тухумов. В состав управления входили старшина (бегаул), сел. судьи, чухби, адильзаби (от 1 до 5 чел., обычно избирались на 1 год). Старшине помогали выборные глашатаи (чавус) и исполнители (нукеры). Джамаат решал вопросы водопользования, строит-ва и ремонта дорог, выборов муллы, найма обществ, пастуха, следил за сроками сенокошения на обществ, участках, уборки урожая.

Традиц. форма семьи — малая. Придерживались эндогамии (родств., вну-тритухумная, сел.). Семейные отношения регулировались нормами шариата, но фактически женщине принадлежала ведущая роль в решении многих семейных и хоз. дел. Счет родства патрилинейный. Сильны были традиции внутри тухумной солидарности. Осн. форма брака — сговор (со сватовством), отмечались случаи выдачи замуж малолетних, люлечное обручение. Калыма не было. Свадебный обряд длился неск. дней, в нём принимало участие всё селение. В нек-рых селениях свадьба начиналась в доме дружки жениха, на второй день переносилась в дом жениха. Стороны жениха и невесты застолье устраивали отдельно. Выделяется обряд перехода невесты в дом жениха, с закрытым лицом, в сопровождении подруг; молодёжь селения перегораживала им дорогу, требуя выкуп. Свадебным пиршеством руководил специально выбранный тамада. Молодежь устраивала танцы под зурну и барабан. Существовал обряд первого выхода молодой (в сопровождении подруг) к источнику, после чего она приобщалась к хоз. жизни новой семьи. Отмечали рождение первого ребенка, особенно торжественно праздновали появление на свет мальчика: отец возвещал об этом выстрелом, в семье резали барана и собирали гостей.

Один из гл. праздников — день первой борозды (оцбай), открывавший цикл весенне-полевых работ. Он сопровождался ритуальной вспашкой, магич. действиями, устраивались пиршество, скачки, разл. игры. Свободное время мужчины посвящали в осн. играм (типа шахмат, шашек) и воен.-спорт, занятиям (особенно борьбе, бегу, метанию камня, джигитовке, скачкам). Обществ-ю жизнь регулировали обычаи взаимопомощи, гостеприимства, кровной мести. Нормы поведения — уважение старших, строгое соблюдение адатов, этикета. Принуждающей силой выступало обществ-е мнение. Развит фольклор: ист. предания, сказки, пословицы, поговорки, плачи, песни — колыбельные, лирич., героич. («О сражении с Надиршахом», «Хочбар», «Ахульго» и др.), исполнявшиеся без музыки и под музыку. Муз. инструменты: чагьана (смычковый), чагур, тамур-пандур (струнные), лалу (вид свирели), зурна, бубен, барабан. Разнообразны танцы: быстрые (гIодоб), медленные (хIерен), мужские, женские, парные, коллективные. Развита нар. медицина. Сохранялись пережитки домусульм. верований: почитание природных явлений, небесных светил, святых мест, обряды, поклонение сухой голове.

 

Читать далее>>

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...